Собака в движении.Движения. Свободные, прямолинейные, быстрые. Силуэт собаки мало различается в статике и в движении. Движения – очень важная составляющая в описании собаки. Потому что даже будучи очень симпатичным животным, толку от тоя, который не может двигаться – ноль. Той не обременен обилием шерсти или слишком короткими конечностями, чтобы не иметь возможности быстро, легко, размашисто двигаться (хотя, например, таксы со своими короткими конечностями двигаются очень красиво). Многие судьи отдают предпочтение той собаке, которая пусть не так хороша в стойке, зато преображается в движении. Правильные движения – это залог хорошего строения, а хорошее строение – залог выносливости и здоровья. Итак, про движения читаем: «свободные, прямолинейные, быстрые. Силуэт собаки мало различается в статике и в движении». Свободные – это значит, что у собаки хорошие углы сочленений передних и задних конечностей, которые позволяют собаке двигаться с хорошим захватом пространства и скоростью. То есть когда не создается впечатление, что у собаки что-то болит или, как правильно заметила Люба Мурадова, нет впечатления, что ее ножки опутаны невидимой нитью так, что ей приходится прилагать усилия, чтобы сделать шаг. Прямолинейный – это значит, что при движении по прямой линии тело собаки не отклоняется в какую-либо сторону, а следы задних лап попадают в следы передних, а не рядом. Такой способ передвижения – самый продуктивный. Быстрые – это значит, что перед нами активная, жизнерадостная собака. Следовательно, ее движения не должны быть такими, будто ей все безразлично. То, что силуэт русского тоя мало различается в статике и в движении, в принципе, само собой разумеется, так как облик русского тоя не скрывает длинная шерсть, а, кроме того, имеется ввиду, что не должно быть такой картины: в стойке – красив, в движении – ужас и наоборот. Вообще движения – это очень богатая тема для рассуждений. Собаки, которых «лепят» в стойке, подчас очень искажаются в движении. Собаки, которые в стойке так себе, в движении преображаются. Идеально, когда собака и в стойке, и в движениях хороша. Давайте рассмотрим некоторые примеры собак в движении. Рис. 48. Хорошие движения: а – гладкошерстная собака, б – длинношерстная собака.
Обе собаки прекрасно двигаются: у них на рыси широкий шаг как передних, так и задних конечностей, прямая линия верха, слегка ниспадающая, они высоко держат голову, чувствуется уверенность и легкость. Собаке варианта а остается только пожелать не зажимать уши. То же самое касается собаки варианта б, которая очень хороша, но, закладывая назад ухо, длинной бахромой прикрыла себе шею. И еще хотелось бы ей пожелать веселее нести свой правильно посаженный хвост. Эти собаки имеют отличное анатомическое строение. Но хорошие движения могут быть и при наличии не столь хороших данных – рис. 49. Рис. 49. Хорошие движения: а – короткие конечности, б – не хватает углов сочленений.
Обе эти собаки демонстрируют уверенность и хорошее настроение. У собаки а коротковаты конечности, но они с хорошими углами, к тому же она так хорошо несет голову, имеет такую хорошую линию верха, ее хвост правильно посажен и хорошо несется, что многие судьи наверняка купятся на это. Вторая собака имеет те же достоинства (длинная отличного выхода шея, ниспадающая линия верха, правильно посаженный «веселый» хвост), но у нее не хватает углов и передних, и задних конечностей. В итоге ее шаги довольно короткие и ей придется делать больше движений, чтобы покрыть то же расстояние, что собакам с хорошими углами. Однако этой собаке повезло: углы сочленений и передних, и задних конечностей хоть и не идеальны, но сбалансированы. В итоге ее рысь пусть не очень размашистая, зато общий облик этой собаки настолько хорош, что умеренно выраженные углы ее не портят. Рассмотрим собак на рис. 50. Рис. 50. Особенности движения собак.
У собаки варианта а передние конечности короче задних, вероятно, за счет короткого плеча. В стойке у такой собаки наверняка угол плече-лопаточного сочленения больше 105 градусов. В движении это проявилось в том, что собака «упала на перед». Ее передние конечности идут, а задние – бегут. Ей неудобно, поэтому она опускает голову, ее рот открыт, ей нужно много усилий, чтобы двигаться в нужном ритме. Если мы заставим ее выше держать голову, натянув поводок, то ее передние конечности будут слишком высоко подниматься вверх, собака будет «барабанить» ими по воздуху. У собаки варианта б другая беда – у нее передние и задние конечности хорошей длины, но углы передних лучше, чем задних. Эта собака не сбалансирована: ее передние конечности готовы бежать, а задним остается только семенить. В отличие от этих двух, у собаки варианта в длина и углы конечностей соответствуют друг другу, но что она делает с линией верха! Это тот самый случай, когда купол в области поясницы можно попробовать исправить в стойке, но в движении – увы! – они никуда не девается. На рис. 51 показаны варианты неудачной походки. Рис. 51. а – гарцующая походка, б – отсутствие настроения.
Собака варианта а слишком высоко поднимает конечности. Она тратит усилие не на то, чтобы продвигаться вперед, а на то, чтобы гарцевать. Несмотря на наличие умеренно выраженных углов сочленений, прямую линию верха, высокий выход шеи, эту собаку портит ее худоба и слишком «собранная» походка. Хэндлеру такой собаки судья наверняка скажет – быстрее, быстрее! Собака варианта б то ли плохо себя чувствует, то ли очень устала. В общем и целом хорошо сложенная собака двигается, как ослик на веревочке. Голова опущена, хэндлер натяжением поводка никак не может поднять ее. Собака не столько двигается рысью, сколько пытается быстро шагать. Так отсутствие умения или желания двигаться в ринге может стоить самого последнего места не потому, что собака некрасивая, а потому, что не смогла показать себя. Некоторые собаки в ринге начинают нюхать каждую травинку, пеcчинку и проч. Чтобы заставить такую собаку поднять голову, надо пододвинуть ошейник (или петлю ринговки) ближе к голове (рис. 51а), под нижнюю челюсть, и натянуть поводок. Тогда собаке придется поднять голову. Некоторые в таком случае начинают давиться и продолжают тянуть. Чтобы этого не было, лучше потренироваться заранее. А некоторым особо любопытным можно посоветовать пройтись по рингу до показа и дать его обнюхать. Это лишь немногие варианты движений из числа того, что можно увидеть в ринге. Некоторые особенности движения можно скрыть (например, увеличив темп), но это в редких случаях. Движения – слишком индивидуальный параметр, чтобы судить о нем на бумаге. Но, надеюсь, и эти данные пригодятся. Назад |
|||||||||||||||||||
| ГЛАВНАЯ | ПОКУПАТЕЛЯМ | СТАНДАРТ | СОБАКИ ПИТОМНИКА | ЛИТЕРАТУРА | ЩЕНКИ | ПОТОМКИ | ССЫЛКИ | |
cвидетельство №400/96 |